Денежные реформы, если их удачно осуществить, могут приостановить инфляционные процессы или способствовать значительному снижению инфляции. Однако это не означает исключение возможности нового нарастания инфляционных процессов. Поэтому государство разрабатывает целую систему мер, направленных на сдерживание инфляции, которые в совокупности олицетворяют антиинфляционную политику.
Следует отметить, что антиинфляционная политика не может быть направлена на избежание инфляции, ее исчезновение из реалий экономической жизни. Опыт высокоразвитых стран, имеющих многовековую историю эволюционного развития товарного производства, показывает, что инфляцию можно ликвидировать. Она непременный спутник рыночной экономики и максимум того, чего добились высокоразвитые страны, это установление над инфляцией контроля, который обеспечивает ее получение в определенных относительно небольших пределах.
Антиинфляционная политика должна направляться на достижение трех основных целей, которые можно сформулировать так:
-Развитие рыночного механизма, поскольку именно рынок способен наиболее эффективно и быстро восстанавливать нарушенный с развитием инфляционных процессов баланс между денежной и товарной массой;
-Проведение глубоко продуманной политики денежного регулирования, осуществляемого прежде центральным банком страны и направленным на обеспечение оптимальной изменения денежной массы;
-Сокращение бюджетного дефицита до уровня, который не вызывает крупномасштабных негативных изменений в экономике страны.
Цели антиинфляционной политики отражают общие, стратегические задачи общества в плане дальнейшего развития рыночной экономики. Однако в более близком варианте антиинфляционная политика предполагает набор различных мероприятий, направленных на развитие и дирижирование ростом цен. Она осуществляется по двум основным направлениям.
Первое - связано с тем, что одним из решающих причин инфляции является эмиссия денег, которая в свою очередь, вызывается, как правило, чрезмерным дефицитом государственного бюджета. Отсюда и антиинфляционная политика строится преимущественно на монетаристских методах. Они предполагают сокращение дефицита государственного бюджета, отказ от прямого кредитования правительства для покрытия этого дефицита, или сведения такого кредитования до минимума, регулирования денежной массы. Последнее часто осуществляется методом таргетирования, то есть увеличение денежной массы, но только в пределах, рекомендуемых монетаристами (3-5% в год), и с поправкой на динамику роста ВВП и производительности общественного труда.
Среди наиболее распространенных мер, практикующих центральными банками, можно назвать проведение кредитной рестрикции и лимитирования выпуска наличных денег в обращение. Сдерживание кредитной экспансии коммерческих банков осуществляется путем повышения учетной ставки центрального банка, увеличение нормы обязательных резервов, регулирования процентных ставок и другими подобными мероприятиями. Что же касается лимитирования выпуска наличных денег в обращение, то центральный банк прибегает к более жесткому контролю за обоснованностью крупных займов, которые планируют выдать коммерческие банки. Нередко государство вводит прямое регулирование увеличение наличной
денежной массы в обращении.
Второе направление связано с попыткой регулировать заработную плату и цены, чтобы содержать их в равновесии. К довольно распространенным мерам антиинфляционной политики относится также государственное регулирование цен. Оно может сопровождаться еще и ограничением доходов торговых посредников. К этому методу страны Запада прибегали неоднократно и очень постепенно шли к либерализации цен. Так, скажем, Франция на своем внутреннем рынке полностью либерализовала цены только в 1986 году.
Важной составляющей антиинфляционной политики становится и регулирования внешней торговли. Это связано с тем, что при определенных условиях может иметь место импорт инфляции и государство должно принимать соответствующие защитные меры.
Антиинфляционные меры государства касаются не только тех процессов, которые непосредственно влияют на инфляционный рост цен, но и на те явления, которые касаются скорее ее последствий, чем причин. Одним из таких мероприятий является индексация доходов. Эта политика дает определенный эффект особенно в краткосрочном периоде. Но на больших отрезках времени ее возможности в регулировании инфляционных процессов резко сокращаются. Это обусловлено тем, что индексация доходов и, прежде всего, заработной платы в какой-то степени снижает стимулы к труду, а значит и ослабляет рынок как систему, которая в своем саморегулировании наиболее эффективно действует в антиинфляционном направлении.
Рассмотренные меры антиинфляционного характера базируются на экономических рычагах. Вместе определенное значение имеют и те меры, связанные с административными действиями. Они по своей сути имеют антирыночный характер и крайние проявления, например в условиях тотального регулирования цен, которые способны нанести рыночному механизму значительные убытки. Однако в определенных ситуациях административный контроль за ценами бывает абсолютно необходимым и в этом плане не разрушает, а, наоборот, укрепляет рыночный механизм. Как правило, это связано с кратковременным и нетотальним регулированием цен.
Указанные основные принципы организации и осуществления антиинфляционной политики имеют несколько обобщенный характер. Что же касается разработки и реализации антиинфляционной политики, то в каждом отдельном государстве она будет иметь свои особенности, которые отражают как общие факторы, так и факторы, которые присущи именно той или иной стране. Это связано с тем, что антиинфляционная политика - это сложное и многомерное явление, в реализации которого необходимо учесть особенности развития экономики, приоритет конкретных задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе и действие многих других факторов.
14 июля 2012. ©
MonitorInvest.ru | www.MonitorInvest.info
Копирование этого материала без указания ссылки на источник - запрещено.